Приветствую Вас Гость | RSS
Монтаж газопроводов
Главная | Регистрация | Вход
 
Главная » 2019 » Январь » 2 » «Бюрократизм препятствует разработке недр»
13:49
«Бюрократизм препятствует разработке недр»
-->
Сегодня мы начинаем публиковать серию интервью, предваряющую научно-практическую конференцию «Проблемы земельных отношений в недропользовании» которая состоится 25-26 февраля в Москве в гостинице Marriott Moscow Royal Aurora. С какими проблемами в сфере землепользования сталкиваются добывающие компании и каковы пути их решения — об этом порталу Oil.Эксперт рассказала начальник управления нормативного и правового обеспечения ОАО «НОВАТЭК» Виктория Рябова.
Виктория Рябова станет одним из ключевых докладчиков этой конференции. Она представит участникам мероприятия подробный доклад по указанной проблематике.
— Виктория, с какими основными проблемами землепользования компания сталкивается в последнее время?
— Основной проблемой, по моему мнению, является то, что земельное и лесное законодательство Российской Федерации не учитывают специфику недропользования и фактически не корреспондируют с нормами законодательства о недрах.
Новый лесной кодекс Российской Федерации и принятые на его основе подзаконные акты устанавливают одинаковый порядок оформления прав на лесные участки, как для лиц, использующих такие участки для ведения лесного хозяйства, так и для недропользователей, заключивших лицензионные соглашения и принявших на себя срочные инвестиционные обязательства. Однако без учета специфики недропользования (в том числе в различных регионах России) указанный порядок является неэффективным и влечет для недропользователя значительные временные и финансовые затраты.
Отсюда и все вытекающие проблемы землепользования.
Во-первых, длительность и бюрократизм процедуры оформления разрешительной документации на земельные и лесные участки. При удачном стечении обстоятельств, такая процедура занимает, как минимум, 1,5 года. И это при условии, что срок действия лицензии на геологическое изучение недр не может превышать 5 лет.
Во-вторых, отсутствие юридических оснований для перевода земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения даже при наличии у недропользователя надлежащим образом заключенных лицензионных соглашений, содержащих обязательства по строительству объектов капитального строительства на таких землях.
В-третьих, отсутствие прямого нормативного регулирования сервитута как права пользования лесными участками, хотя на практике использования такого права было бы весьма эффективно.
Кроме того, для нашей компании ситуация осложняется ещё тем фактором, что значительная часть земель ЯНАО (сотни тысяч га), где расположены основные нефтегазовые активы общества, предоставлены коренным малочисленным народам Севера для традиционных видов лесопользования. Как следствие, предоставлению участка в целях геологического изучения недр и разработки месторождений должна предшествовать процедура изъятия такого участка у его законного землепользователя с обязательным межеванием и постановкой на кадастровый учет вновь образуемых участков.
Указанные действия осуществляются за счет недропользователя, что влечет для него огромные финансовые затраты.
Кроме того, действующее гражданское, земельное и лесное законодательство Российской Федерации фактически не регламентируют процедуру изъятия земельных участков для целей недропользования и не устанавливает единую методику расчета компенсаций убытков землепользователей при изъятии таких участков.
Указанный правовой вакуум создает благоприятные условия для злоупотребления правом и неосновательного обогащения отдельных лиц, формально представляющих коренные народы Севера, и не способствует эффективной реализации политики государства по поддержке и защите малочисленных народов России.
— Насколько данные вопросы сказываются на времени начала (продолжения) разработки месторождений, а также на их экономику?
— Такая ситуация в действующем законодательстве самым негативным образом сказывается на времени разработки и экономике проектов, и приводит не только к срыву установленных лицензионными соглашениями сроков начала строительства и ввода в эксплуатацию объектов обустройства нефтегазовых месторождений, но и к значительному удорожанию строящихся объектов.
Более того, компания, заключив лицензионные соглашения, и приняв тем самым на себя определенные обязательства перед государством, в условиях действующего правового регулирования оказывается в ситуации, когда она не имеет достаточных правовых оснований для оформления земли, и тем самым фактически лишена возможности разрабатывать месторождения и решать поставленные перед ними задачи.
— Каковы особенности землепользования и перехода права собственности при приобретении новых газодобывающих активов?
— Никаких особенностей нет, но хотелось, чтобы они были. На мой взгляд, целесообразно было бы упростить процедуру переоформления прав на земельные участки при приобретении новых активов, чтобы недропользователь, получив инфраструктуру, мог легально и эффективно ее использовать, а не заниматься годами оформлением земли.
— Можно ли сравнить режим землепользования в России и в ближнем и дальнем зарубежье для газодобывающих компаний? Есть ли различия для нефтяных и газовых компаний?
— Мне здесь сложно, что-либо сказать, так как наша компания в основном занимается разработкой газоконденсатных месторождений на территории Российской Федерации, а точнее — в Ямало-Ненецком автономном округе. Все наши проблемы, связаны с российским законодательством. Что касается различий в режиме землепользования для нефтяных и газовых компаний, то в России таких различий практически нет.
— В каком направлении надо совершенствовать законодательство? Чего Вы ждете от новых законопроектов, регламентирующих землепользование для разработчиков недр?
— Учитывая, что процедура получения лицензии на пользование недрами в России достаточно жестко регламентирована, и лицензионные соглашения накладывают на недропользователей дополнительные обязательства, в том числе в части соблюдения требований природоохранного законодательства, российское законодательство, по моему мнению, должно совершенствоваться в направлении установления приоритета недропользователя в правоотношениях между ним и правообладателем земельного участка.
Для этого необходимо внести существенные изменения в гражданский, земельный и лесной кодексы РФ, так как в настоящее время ситуация обратная: права на земельные участки практически становятся определяющими в таких отношениях.
В целом от новых законопроектов мы ждем упрощения процедуры предоставления, в том числе изъятия, земельных и лесных участков для целей недропользования, и ликвидации имеющихся пробелов в законодательстве.
Как нам известно, в настоящее время имеется ряд законодательных инициатив о внесении изменении в некоторые нормативные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и нормативно-правового регулирования сервитутов. Однако указанные законопроекты не содержат комплексного подхода к решению проблем, стоящих перед недропользователями, и хотя делают процедуры изъятия земель и установления сервитутов более понятными, но, по сути, — сохраняют приоритет правообладателя земельного участка перед недропользователем, и не упрощают порядок предоставления участков, в том числе по срокам отведения земли.

Просмотров: 8 | Добавил: utanpu1985 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
[ Форма входа ]

[ Поиск ]

[ Календарь ]
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

[ Архив записей ]

[ Друзья сайта ]
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • [ Статистика ]

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2019Сделать бесплатный сайт с uCoz