Продолжающийся в течение последнего года конфликт между акционерами Новороссийского морского торгового порта (НМТП) — “Транснефтью” и группой “Сумма” — может быть решен уже в ближайшее время. Как стало известно, активы НМТП должны быть разделены на насыпные (“Сумма”) и наливные (“Транснефть”), которые последняя, скорее всего, выведет за периметр компании. Но стороны по-прежнему не сошлись в размере компенсации, которые монополия выплатит “Сумме”, пишет “Коммерсантъ”.
“Транснефть” предложила правительству несколько вариантов своего дальнейшего участия в НМТП, в том числе “сокращения доли или выхода”, заявил вчера глава монополии Николай Токарев. Он сказал, что допускает, что именно эта схема будет выбрана как наиболее оптимальная при разрешении акционерного конфликта в НМТП между “Транснефтью” и “Суммой” Зиявудина Магомедова. По его словам, в случае принятия правительством положительного решения процедура может занять несколько месяцев. В правительстве сообщили, что пока предложения не видели и комментировать не готовы.
Акционерами НМТП являются Novoport Holding Ltd — СП “Транснефти” и группы “Сумма” (50,1%),— Росимущество (20%), структуры РЖД (5,3%) и дочерняя компания “Транснефти” — ЗАО “Транснефть-Сервис” (10,5%). Оставшиеся акции торгуются на Лондонской бирже.
В НМТП, “Транснефти” и “Сумме” от комментариев отказались. По словам источника, близкого к порту, возможное решение соответствует схеме, которую ранее уже обнародовали акционеры: “Транснефть” получит контроль над наливными активами, а “Сумма” — над насыпными мощностями, причем последней будет выплачена некая компенсация. Другой источник, знакомый с ситуацией, говорит, что речь идет о выводе активов “Транснефти” за периметр СП с “Суммой”. “Сейчас мы находимся в финальной стадии переговоров, загвоздка в размере выплаты”,— добавил собеседник, близкий к НМТП. Он также отметил, что окончательный раздел должен произойти в течение двух недель. Но, по словам другого источника, близкого к одному из акционеров НМТП, урегулированию мешает отсутствие решения о том, кто будет контролировать Новороссийский судоремонтный завод.
Конфликт между “Транснефтью” и “Суммой” продолжается с февраля 2013 года. Тогда он начался с претензий монополии по поводу “игнорирования” ее интересов в управлении НМТП. После этого в совет директоров ввели представителей “Транснефти”, но разногласия сторон не прекратились. Так, монополию не устраивал объем инвестиций на нефтеперевалочный комплекс “Шесхарис”. Осенью стало известно о том, что “Транснефть” купила еще 10,5% акций порта с рынка, после чего акционеры активизировали переговоры о разделе. Кроме того, в планах правительства была приватизация госпакета в НМТП еще в 2013 году, но ее отложили. Претендентами на него назывались “Роснефть”, группа “Дело” Сергея Шишкарева, арабский фонд Invest AD, United Capital Partners и РФПИ, а также фонд Macquarie Renaissance.
Надежда Малышева из Portnews называет вариант раздела НМТП с выплатой компенсации “Сумме” логичным в силу специфики бизнеса акционеров порта. Возможный размер компенсации, считает эксперт, сейчас оценить сложно. Но, по мнению госпожи Малышевой, “Транснефть” окажется в большем выигрыше: возможности для развития нефтеналивных мощностей в рамках портов, и в частности в Новороссийске, выше, чем у насыпных, поскольку здесь ограничены территория и пропускная способность железной дороги.
|