Главной целью широкой модернизации отечественной нефтеперерабатывающей промышленности, которая осуществляется в настоящее время, является переход на стандарты Евро-5. Данные нормативы определяют, в первую очередь, экологические требования к горючему. Но они не регламентируют важнейшее потребительское качество топлива, хорошо известное любому автолюбителю, – октановое число (ОЧ). К чему это приводит? В погоне за евростандартами российские НПЗ один за другим рапортуют о переходе на Евро-4 и Евро-5, но при этом доля высокооктановых бензинов, выпускаемых в стране, по прежнему остается крайне низкой.
Добиться повышения октанового числа можно двумя путями. Первый из них – существенная модернизация производства. Но одновременно переходить на евростандарты и увеличивать ОЧ – под силу далеко не каждому предприятию. Поэтому многие заводы идут по второму пути – вносят в топливо добавки, самая распространенная из которых – N-метиланилин (ММА).
Однако начиная с 2016 г. в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза на территории РФ будет полностью запрещено использование ММА. В результате многие отечественные НПЗ лишатся возможности выпускать бензины с октановым числом 95 и более. Мнения нефтяных компаний по поводу ММА разделись: одни считают его ядом и полностью отказались от его использования, другие заявляют о его полной безопасности и предупреждают, что отказ от него приведет как минимум к повышению себестоимости производства горючего. Острая дискуссия на эту тему развернулась на конференции "Топливные присадки-2014", организованной компанией CREON Energy.
В октябре 2011 г. между ведущими российскими ВИНК, Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором и Росстандартом были заключены четырехсторонние соглашения, которые предусматривали строительство и модернизацию 88 установок. В том числе 40 установок по облагораживанию бензина, 30 – по выпуску высококачественного дизельного топлива и 18 углубляющих переработку нефти (каталитический крекинг и гидрокрекинг). Хотя реализация ряда проектов была впоследствии перенесена на более поздние сроки, в целом условия этих соглашений выполняются. Но, несмотря на это, по одной из важнейших качественных характеристик бензина – октановому числу – прогресса почти не заметно.
Как отмечает заместитель генерального директора ВНИИ нефтепереработки Александр Данилов, сегодня среднее ОЧ бензина в России равняется 93. То есть если большинство заводов (хотя и не все) справляется с выпуском А-92, то производить А-95 значительная часть НПЗ уже не может. Это обусловлено недостаточными объёмами выработки высокооктановых компонентов, таких как продукты каткрекинга, алкилаты и изомеризаты. Пока что ситуацию спасает бензин каталитического риформинга, имеющий октановое число 95 (сейчас на него приходится более половины вырабатываемых в РФ бензинов). Но его доля будет сокращаться, поскольку евростандарты требуют уменьшения содержания в горючем ароматики, а в бензине каталитического риформинга её как раз достаточно много.
Между тем, по мере улучшения качества отечественного автомобильного парка потребность в бензинах с октановым числом 95 и выше будет возрастать. Как же увеличить их производство? Один из самых простых путей – применение металлических антидетонаторов на базе железа и марганца. Но в России действует запрет на их использование. Поэтому остаётся три варианта решения данной проблемы.
Первый вариант – расширение использования эфиров. Как отмечает заведующая лабораторией присадок к бензинам ВНИИ НП Тамара Климова, в соответствии с ГОСТами и требованиями техрегламента ТС, в бензины можно добавлять до 15% (об.) эфиров. В России действует целый ряд предприятий по их производству.
Наибольшие объёмы производства приходятся в нашей стране на метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Он вырабатывается на 13 заводах. В последнее время наметилась тенденции к активному наращиванию его выпуска. Однако этому препятствует дефицит исходного сырья – изобутилена. Поэтому планируется строительство ряда установок каталитического крекинга, пиролиза и дегидрирования изобутана, ориентированных на расширение производства изобутилена.
А вот за рубежом к МТБЭ относятся очень скептически. В частности, в США он полностью запрещён, поскольку было зарегистрировано несколько случаев его проникновения в грунтовые воды с соответствующими негативными последствиями для окружающей среды. В Западной Европе применение этого продукта не запрещено, но ограничено, что приводит к постепенному сокращению его потребления. Эксперты отмечают ряд негативных физико-химических свойств МТБЭ: низкая температура кипения, высокое давление насыщенных паров, высокая испаряемость при транспортировке и хранении. Однако в России, ввиду ограниченности производства оксигенатов других типов, МТБЭ имеет перспективы дальнейшего широкого применения.
Наибольшей эффективностью среди эфиров, которые используются в качестве октаноповышающей добавки, обладает этилтретбутиловый эфир (ЭТБЭ). Сейчас в странах Западной Европы и в США ряд предприятий переходит с выпуска МТБЭ на ЭТБЭ за счёт замены сырья – метилового спирта на этиловый. В России же компания "Ярсинтез" разработала технологию получения данного вещества путём реакции взаимодействия изобутилена и этилового спирта. ЗАО "Титан" планировало создание мощностей по выпуску ЭТБЭ проектной мощностью 330 тыс. т в год, однако к настоящему времени данный проект пока не реализован.
Получает широкое распространение и другой эфир – метилтретамиловый (МТАЭ). Он вырабатывается на Московским и Уфимском НПЗ, а также на "ТАИФ-НК". В 2012 г. был осуществлён успешный запуск производства МТАЭ на "САНОРСе" с проектной мощностью в 300 тыс. т в год.
Дизопропиловый эфир (ДИПЭ) является побочным продуктом при производстве изопропилового спирта. Он выпускается в России в незначительных объёмах – 1,1 тыс. т в год.
Второй вариант повышения октанового числа бензинов – использование этанола. Его преимущества заключаются в том, что он малотоксичен и его можно получать из возобновляемого сырья. Производители автомобильной техники рекомендуют применение этого оксигената в количестве до 10% (об.) без перерегулировки двигателя.
Наконец, третий вариант – использование ароматических аминов (ММА). Именно по этому пути и идёт большинство наших НПЗ. В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, допускается добавление данного компонента в концентрации до 1% (об.) в бензины классов 3 и 4. Однако при производстве горючего класса 5 применение N-метиланилина запрещено. Но с 2016 г. Россия должна полностью перейти на стандарты Евро-5, и, значит, отечественные НПЗ уже не смогут использовать ММА. Проще говоря, сочетание международных и доморощенных стандартов создало ловушку для отечественной переработки. В результате N-метиланилину осталось жить на отечественном рынке чуть больше года. Но не преждевременно ли его "казнить"?
Полный текст читайте в №10 "Нефти России".
Доступен для чтения новый номер журнала "Нефть России" в полном объёме.
|